Доброго времени суток! На связи команда Motivate BIZ! Сегодня мы постараемся пролить свет на то, как правильно составить бизнес-план.
Пример бизнес-плана
1) Название организации
— юридическое название предприятия.
2) Владелец организации
-имя владельца (владельцев) организации, а также форма собственности и доля каждого партнёра.
3) Информация о бизнесе
3.1 Вид бизнеса и предоставляемые услуги или продукты.
— общее описание и специфика бизнеса (общее описание – энергетический бизнес, специфика – нефть, солнечная энергия, водная энергия; или общее описание – пищевая промышленность, специфика – ресторан, кейтеринг, кафе, булочная).
— вид бизнеса (производство, сфера услуг, строительство, оптовая и розничная торговля).
— главная цель компании.
— дочерние предприятия (если имеются).
— краткое описание Ваших товаров и(или) услуг.
— укажите, есть ли посредники и кто является конечным потребителем Ваших товаров и услуг (кратко, так как Ваших клиентов Вы будете подробнее описывать ниже, при анализе рынка).
— опишите, как именно Вы будете продавать Ваш продукт или услугу (магазин розничной торговли, каталоги, заказы по телефону или интернету и т.д.).
— укажите, как покупатели будут получать купленный продукт (в магазине, посредством доставки, по почте и т.д.).
— оцените качество продукции и укажите предполагаемую среднюю цену.
3.2 История
— если компания новая, так и указать. Если это уже существующая компания, опишите все важные детали, которые повлияли на развитие предприятия, такие как возраст компании, ранние владельцы, при каких обстоятельствах Вы приобрели данную компанию, сколько по времени Вы ей управляете, репутация, число сотрудников, прибыль предыдущих периодов и другие.
3.3 Информация о здании
— адрес и описание района, где расположено здание Вашего предприятия.
— аренда или собственное помещение. Если здание арендуется, укажите, кто арендодатель и на каких условиях заключён договор аренды.
— опишите удобство месторасположения здания (есть ли рядом метро, есть ли парковка). Удобно ли данное расположение для клиентов?
— официальная площадь объекта в квадратных метрах.
3.4 Персонал
— укажите необходимое (и уже существующее) количество работников, нужна ли квалификация сотрудников, сроки найма (или увольнения).
— опишите, какие именно Вам нужны сотрудники (квалифицированные, физически крепкие, студенты) и их обязанности в Вашей компании.
3.5 Экономические и бухгалтерские аспекты
— опишите, как бизнес будет приносить Вам прибыль.
— опишите, кем будут установлены цены и какие они будут (или уже есть).
— укажите, кто будет вести финансовую отчётность.
3.6 Инвестирование
— опишите, какие инвестиции и сырье привлечены в Ваш бизнес.
— перечислите Ваших поставщиков: юридические имена и адреса поставщиков, процент завершённых поставок, продолжительность сотрудничества, надежность и частота сделок с каждым из поставщиков.
— как трудно или легко поставщикам отыскать необходимый товар, чтобы Вам его быстро доставили.
— как вы планируете справляться (или справляетесь) с дефицитом товаров.
— цены поставок фиксированные или свободные? Если свободные, то как Вы справитесь (справляетесь) с изменениями в цене?
3.7 Юридические аспекты
— укажите официальную форму организации бизнеса (индивидуальное предпринимательство, партнёрство, корпорация) и статус (уже сформированная или в процессе формирования).
— укажите вид и источник лицензирования и страхования.
— все ли нормативы и требования были соблюдены при строительстве здания?
— соблюдены ли санитарные требования?
— укажите иные юридические аспекты (торговая марка, патент, авторские права, лицензия и т.д.), под которые попадает Ваш бизнес.
3.8 Прогнозирование
— Какие перспективы Вы видите для Вашей компании (поддержание, расширение, продажа и т.д.).
4) Анализ рынка
4.1 Потребители
— каков Ваш рынок сбыта, или кто Ваши потребители (магазины, покупатели в магазинах, государство и т.д.).
— нужна ли Ваша продукция на рынке? Будет ли Ваш продукт пользоваться спросом? Является ли Ваш продукт современным и высокотехнологичным?
— опишите Ваших основных потенциальных потребителей: возраст, пол, местожительство, средний доход, социальное положение, интересы и др. Чем больше Вы будете знать о Ваших потребителях, чем лучше Вы сможете продавать им товары.
— что Вашим потребителям больше всего нравится в Вашей продукции или услуге, а что не нравится.
— оцените охват рынка (количество потребителей).
— оцените, будет ли востребована Ваша продукция на рынке в следующем году.
4.2 Факторы влияния
— опишите внешние факторы, которые влияют на Ваш бизнес (экономические, юридические, социальные или технологические). Внешние факторы – это те факторы, на которые Вы не можете повлиять, например, увеличение цены на энергоресурсы.
4.3 Конкуренция
— укажите Ваших основных конкурентов, их репутацию, количество лет на рынке, местоположение, объём рынка.
— опишите товары и услуги Ваших конкурентов (цены, качество, рекламу и т.д.).
4.4 Конкурентоспособность
— оцените Вашу конкурентоспособность в данном районе. Опишите полезность Вашей продукции на рынке.
— сравните спрос и предложение на рынке. Высокий спрос и малое предложение, как правило, указывает на низкую конкуренцию, следовательно, потребуется меньше расходов на рекламу. С другой стороны, высокое предложение и низкий спрос указывают на ситуацию с высокой конкуренцией — потребуется мощная маркетинговая программа.
4.5 Прогноз
— дайте Ваши прогнозы о количестве клиентов, проданных товаров или заключенных контрактов.
5) Стратегия
5.1 Стратегия продаж
— опишите Вашу стратегию на рынке. Расскажите, за счёт чего Вы будете иметь преимущество среди конкурентов и как будете привлекать потребителей. Это, можно сказать, Ваш план создания бизнеса.
— укажите одно или несколько основных качеств Вашего товара (услуги), за счет которых Ваш товар будет привлекательным для потенциальных клиентов (функциональность, оптимальные цены, местоположение и т.д.).
5.2 Стратегия продвижения
— укажите, как Вы собираетесь предлагать Ваш товар или услугу (объявления, почтовая рассылка, личная встреча и т.д.).
— укажите вид рекламы (радио, телевидение, газеты, журналы и т.д.).
— расскажите, почему Вы считаете выбранный вид рекламы наиболее эффективным.
— опишите текст, который будет использоваться в рекламе.
6) Управленческий персонал
Предоставьте информацию о себе, как о главном управляющем:
-резюме, личные финансовые документы с налоговыми отчислениями, данные о семейных сбережениях.
— расскажите, почему Вы выбрали именно этот вид бизнеса?
— опишите опыт работы, который дал Вам навыки управления, чтобы организовать данный бизнес.
— расскажите, почему Вы думаете, что сможете управлять этим бизнесом. Сколько времени Вы будете посвящать данному делу. Укажите людей, которые будут Вам помогать.
7) Финансы
7.1 Источники и использование
— опишите объект финансирования.
— укажите источники финансирования и детально поясните, на что именно пойдут деньги (оборудование, аренда, инвентарь, оборотный капитал).
7.2 История и прогнозы
— Если бизнес уже существует, предоставьте налоговые вычеты и финансовые отчёты за последние 3 года.
— Как для нового, так и для существующего бизнеса спрогнозируйте предстоящие финансовые отчёты на 3 года вперёд (по месяцам – для первого года, годовые – для второго и третьего).
Все понятно и ясно, а то всегда у меня проблемы со составлением бизнес-плана. Даже в университете, не получалось нормально составить
да, я тоже часто сталкивалась с такой проблемой в учебных заведениях да и так чисто для себя не всегда получалось сделать что-то разборчивое и понятное